ГУНО (Gounod) Шарль (1818—93) — французский композитор. Член Института Франции (1866). Учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра (композиция). Период 1840—43 провёл в Италии , частично в Вене и Германии. Плодотворное творческое влияние оказала на Гуно музыка В. А. Моцарта (особенно опера «Дон Жуан»), а также Ф. Мендельсона и Р. Шумана. В 1843—48 церковный органист и регент, одновременно писал духовную музыку. С начала 1850-х гг. развернулась его активная музыкально-общественная и творческая деятельность. В 1852—60 директор «Орфеона» и руководитель певческих классов в парижских школах. В 1870—75 жил в Лондоне, с 1871 дирижёр Королевского хорового общества.

Гуно — один из крупнейших представителей французской оперы 19 в. Среди ранних опер («Сафо», 1850; «Окровавленная монахиня», 1854) выделяется комическая опера «Лекарь поневоле» (по Мольеру, 1857). Гуно явился основоположником нового жанра во французском оперном искусстве — лирической оперы. Его лучшее творение — опера «Фауст» (1859). В первоначальной редакции опера шла с разговорными диалогами, в 1869 Гуно заменил их речитативами (добавил также балетные сцены). Коренным образом переосмыслен литературный источник (1-я часть одноименной трагедии И. В. Гёте ) : вместо сложной философской проблематики акцентирована лирическая драма, развёртывающаяся на широком бытовом фоне. Центральным персонажем стала Маргарита. Гуно создал индивидуальные, психологически правдивые музыкальные характеристики, что особенно ярко проявилось в обрисовке образа героини оперы. Гуно интонационно обновил французскую оперу, обратившись к мелодическому строю современного бытового романса. Те же художественные принципы претворены в лирических операх «Мирейль» (по мотивам поэмы провансальского поэта Ф. Мистраля, 1863) и «Ромео и Джульетта» (по трагедии У. Шекспира, 1865). Значителен также вклад Гуно во французский романс.

Сочинения:
оперы-
Сафо (1850, поставлена 1851, театр "Гранд-Опера", Париж; редакция в 2 действия, 1858; редакция в 4 действия, 1884), Окровавленная монахиня (La Nonne Sanglante, по роману "Монах" М. Г. Льюиса, 1852-54, поставлена 1854, "Театр лирик", Париж), Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1856-57, фрагменты), Лекарь поневоле (Le Medecin malgre lui, комическая опера, 1857, поставлена 1858, "Театр лирик", Париж), Фауст (1857-59, поставлена 1859, там же; 2-я редакция- с речитативами и балетными сценами, 1869, театр Гранд-Опера", Париж), Филемон и Бавкида (1859, поставлена 1860, "Театр лирик", Париж; 2-я редакция- в 2 действия, 1876, театр "Опера комик", Париж), Голубка (La Colombe, по Ж. Лафонтену, 1859, поставлена 1860, Баден-Баден; 1866, театр "Опера комик", Париж), Царица Савская (La Reine de Saba, по сюжету арабской сказки Ж. де Нерваля, 1861, поставлена 1862, театр "Гранд-Опера", Париж), Мирейль (1863, поставлена 1864, "Театр лирик", Париж; 2-я редакция, 1864, там же), Ромео и Джульетта (по трагедии У. Шекспира, 1864-65, поставлена 1867, там же; 2-я редакция- с балетными сценами, 1888, театр "Гранд-Опера", Париж), Сен-Мар (Cinq-Mare, по одноимённому роману А. де Виньи, 1876-77, поставлена 1877, театр "Опера комик", Париж; 2-я редакция 1878, там же), Мэтр Пьер (1877?, не окончена), Полиевкт (по трагедии П. Корнеля, 1870-78, поставлена 1878, театр "Гранд-Опера", Париж), Дань Заморы (Le Tribut de Samora, 1878-80, поставлена 1881, там же);

оратории-
Товий (около 1866), Галлия (траурно-патриотический мотет для сопрано, хора, оркестра и органа, 1871), Искупление (La Redemption, духовная трилогия, слова Гуно, 1868-81, исполнен 1882, фестиваль в Бирмингеме; 1884, Париж), Смерть и жизнь (Mors et vita, духовная трилогия, слова Гуно, 1884, исполнен 1885, фестиваль в Бирмингеме; 1886, Париж);

кантаты -
Мария Стюарт и Риччио (1837), Фернан (1839), патриотическая кантата На границе (A la Frontiere, 1870) и др.;

мессы-
в том числе Торжественная месса в честь св. Цецилии (Messe solenelle a Sainte-Cecile, 1855), Mecca в память Жанны д'Арк (Messe a la memoire de Jeanne d'Arc, 1887) и др.; реквиемы и другие произведения для хора и оркестра;

для оркестра-
Скерцо (1837), 2 симфонии (D-dur, 1854; Es-dur, 1855), Сальтарелло (1871), Римский марш (1872) и др.; камерно-инструментальные ансамбли- 3 струнных квартета (опубликованы посмертно), фортепиано квинтет (около 1841), Размышление над первой прелюдией И. С. Баха (Meditation sur..., для скрипки, фортепиано и органа, 1852), Маленькая симфония (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов, 1888);

для фортепиано-
45 пьес, в том числе вальсы, марши, серенады, ноктюрн, скерцо, прелюдии и др.;

хоры с фортепиано-
в том числе Четырнадцать больших хоров (1884);

хоры a cappella-
Стрекоза и муравей, Ворона и лисица, Волк и ягнёнок (на слова басен Ж. Лафонтена, 1856, 1857, 1873), Мученики (Les Martyres, 1869);

для голоса с фортепиано-
свыше 200 романсов и песен, в том числе на слова А. Ламартина, А. Тюрпена, П. Ж. Беранже, В. Гюго, А. Дюма-сына, А. Мюссе, английских, итальянских поэтов;

вокальные дуэты;
 

музыка к спектаклям драматического театра-
в том числе Мещанин во дворянстве (Мольера, 1852, театр "Комеди Франсез", Париж), Улисс (трагедия Ф. Понсара, 1852, там же; 2-я редакция, 1854), Священные драмы (Les drames sacres, лирическая драма А. Сильвестра и Э. Морана, 1892, поставлена 1893, театр "Водевиль", Париж) и др.

Ария Мефистофеля оперы Фауст в исполнении Федора Шаляпина

 

Hosted by uCoz