ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе (1813—1901) —итальянский композитор. Родился в семье крестьянина-трактирщика. Учился у деревенского церковного органиста в Ронколе (провинция Парма), у Ф. Провези в Буссето, у В.Лавиньи в Милане. В 1835—38 жил в Буссето, возглавлял музыкальную жизнь города (устраивал концерты, занимался с оркестрантами и певцами, сочинял музыку). Уже в эти годы определилось призвание Верди как оперного композитора. В 1839 в Милане с успехом была поставлена его первая опера —«Оберто, граф Сан-Бонифачо» (написана в 1837). Известность композитору принесла опера «Навуходоносор» («Набукко», 1841), в которой нашли выражение волновавшие итальянскую публику национально-освободительные идеи) связанные с борьбой Италии за независимость. Оперы «Ломбардцы...» (1842), «Жанна д'Арк» (1845), «Аттила» (1846) и др. продолжили героико-патриотическую линию его творчества. Откликом на революционные события 1848 явилась опера «Битва при Леньяно» (её постановка в 1849 в Риме превратилась в народное торжество).
Уже в ранних сочинениях проявился интерес Верди к сюжетам большого идейного содержания, насыщенным драматизмом, яркой контрастностью, сильными чувствами, которые он находил в произведениях великих драматургов: оперы «Эрнани» (по драме В. Гюго, 1844), «Макбет» (по трагедии У. Шекспира, 1847), «Луиза Миллер» (по трагедии «Коварство и любовь» Шиллера, 1849) и др. Большой выразительности вокальной декламации и оркестрового письма достиг Верди в опере «Макбет», ставшей шагом к созданию музыкально-психологической драмы. Опера «Луиза Миллер» открыла новый этап творчества Верди : обращение к образам не исключительных личностей, а обыкновенных людей с их чувствами и переживаниями. В знаменитой триаде 1850-х гг. — операх "Риголетто" (по драме «Король забавляется» Гюго, 1851), «Трубадур» (по драме А.Гарсии Гутьерреса, 1853), «Травиата» (по драме «Дама с камелиями» А.Дюма-сына, 1853)—раскрылись лучшие черты музыкально-драматургического дарования композитора : глубокое постижение внутреннего мира героев; простота и выразительность музыкального языка ; песенность, идущая от итальянской народной музыки; стремление к напряжённой динамике развития; высокий гуманизм, направленный на обличение социальной несправедливости.
В операх 50—60-х гг. Верди вновь обращается, в связи с ростом национально-освободительного движения, к историко-героическим сюжетам, связывая воедино личную драму героев с общественно-политическими событиями: «Сицилийская вечерня» (1854, написана для Парижской оперы), «Симон Бокканегра» (1857), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (соч. 1861, по заказу петербургского Мариинского театра; в связи с постановкой оперы Верди дважды посетил Россию—1861, 1862). Эти произведения отличают сочетание динамизма и яркости массовых сцен с углублённым психологизмом, усиление оркестровой выразительности, повышение роли декламации в вокальных партиях. К наиболее значительным созданиям Верди принадлежат оперы «Дон Карлос» (по драме Шиллера, 1867, написана для Парижской оперы) и «Аида» (1870, по заказу египетского правительства в связи с открытием Суэцкого канала). Использованные в «Аиде» элементы жанра большой оперы — развитые ансамбли, развёрнутые массовые сцены, торжественные шествия, балеты — полностью подчинены раскрытию глубокого гуманистического содержания. Близок лучшим поздним операм, в частности «Аиде», Реквием (на смерть писателя-патриота А. Мандзони).
Вершинные творения Верди - музыкальная драма «Отелло» (1886) и комическая опера «Фальстаф» (1892). В «Отелло» Верди достиг полного слияния музыки с драматическим действием. Он отказался от традиционных арий, дуэтов (заменены монологами, диалогами , сценами, основанными на сквозном музыкальном развитии). Тот же принцип применен в «Фальстафе». Тем самым Верди реформировал комическую оперу на основе достижений реалистической музыкальной драмы 19 века.
Творчество Верди — высшая точка развития итальянской оперы 19 века и одна из вершин оперного реализма в мировом музыкальном искусстве. Продолжая традиции своих предшественников и современников (Д,ж. Россини, Г.Доницетти, В.Беллини), осваивая опыт оперных школ (Ш. Гуно, Р. Вагнер) и опираясь на песенные истоки итальянской народной музыки, Верди создал свой стиль, для которого характерны яркая театральность, острота и выпуклость в обрисовке действующих лиц и ситуаций, непрерывность развития, гибкость вокальной декламации, мастерство ансамбля, усиление роли оркестра. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы исполняются во всех оперных театрах мира.
для хора и фортепиано-
Звучи, труба (Suona la tromba, cлова Г. Мамели, 1848), Гимн наций (Inno delle nazioni, кантата, cлова А. Бойто, исполнен 1862, театр "Ковент-Гарден", Лондон);
духовные произведения-
Реквием (Messa di Requiem, для 4 солистов, хора и оркестра, исполнен 1874, Милан), Pater Noster (текст Данте, для 5-голосного хора, исполнен 1880, Милан), Ave Maria (текст Данте, для сопрано и струнного оркестра, исполнена 1880, Милан), Четыре духовные пьесы (Ave Maria, для 4-голосного хора; Stabat Mater, для 4-голосного хора и оркестра; Le laudi alla Vergine Maria, для 4-голосного женского хора; Те Deum, для хора и оркестра; 1889-97, исполнен 1898, Париж);
для голоса с фортепиано-
6 романсов (1838), Изгнанник (L'esule, баллада для баса, 1839), Обольщение (La seduzione, баллада для баса, 1839), Альбом-шесть романсов (1845), Сторнель(Il stоrne11о, 1869), и др.; инструментальные ансамбли-
струнный квартет (e-moll, исполнен 1873, Неаполь), и др.
Риголетто. Ария герцога "Сердце_красавиц..."
Dies irae, Dies irae!
Слова не о счастье и не о рае.
Музыка Верди к древнему гимну,
Реквием режет душу как глину.
Рушится мир и вздымаются волны,
Слышатся крики, слышатся стоны!
Кто же спасется в этот день гнева?
Кто закричит, что безгрешен как Дева!
Все мы греховны и я не безгрешен.
Ужасом полнится мир этот тесен.
Даже святой замирает от страха
Вспомнив о днях неизбежного краха.
Нет мне надежды и нет мне спасенья!
И не поможет ни ложь, ни везенье.
Где уж мне думать о прелестях рая!
Dies irae, Dies irae!
Вот гимн Dies irae на латыни:
Dies irae,dies illa
Solvet saectum in favilla.
Judex ergo cum sedebit
Quidquid latet, adparebit,
Nil inultum remanebit.
Quid sum miser tunk dikturus?
Quem patronum rogaturus
Cum uix justus sit recurus?
Вот его дословный перевод:
День гнева, этот день обратит меня в пепел.
Когда воссядет судия, откроется все сокровенное
и ничто не останется без возмездия.
Что я скажу тогда несчастный?
Какого покровителя я буду умолять,
когда и праведник едва спасется?
Григоренко Анатолий