ДВОРЖАК
Антонин (1841—1904) — чешский композитор, дирижёр,
педагог. Член Чешской академии наук и искусств
(1890). Ученик И. Фёрстера (орган) и др. Играл на альте
в капелле К. Комзака и в оркестре Временного
театра (1862—73), в 1873—77 церковный органист в Праге.
Выступал как дирижёр с исполнением собственных
произведений, в том числе в Великобритании
(1884—96), России (1890), где встречался со многими
русскими деятелями культуры. Переписывался с П.
И. Чайковским (в 1888 состоялась встреча с ним в
Праге). Был дружен с И. Брамсом. С 1891 профессор
композиции в Пражской консерватории (с 1901 её
руководитель). Среди учеников: И. Сук, О. Недбал, В.
Новак. В 1892—95 работал в США, где выступал с
авторскими концертами. Был профессором и
директором консерватории в Нью-Йорке, в которой
перестроил систему музыкального обучения.
Отразил американские впечатления в симфонии «Из
Нового Света» и других произведениях , в которых,
сохранив своеобразие индивидуального стиля,
воссоздал характер и некоторые особенности
негритянского и индейского музыкального
фольклора. Один из основоположников чешской
национальной музыкальной классики, Дворжак
вслед за Б. Сметаной развивал национальные
традиции и утвердил мировое значение чешской
музыки. Произведения Дворжака отличаются
мелодичностью богатством, разнообразием ритма и
гармонии, красочностью инструментовки,
стройностью формы. Дворжак широко использовал
жанровые и ритмоинтонационные особенности
чешского и моравского музыкального фольклора.
Черты национальной самобытности проявились в
комической опере «Король и угольщик»,
патриотическом гимне «Наследники Белой Горы»
для хора и оркестра и вокальных «Моравских
дуэтах»; особенно ярко национальный характер
ощутим в «Славянских танцах» (первоначально для
фортепиано в 4 руки, позже для оркестра , и других
инструментов ) и «Славянских рапсодиях». Ряд
произведений Дворжака посвящены историческому
прошлому Чехии и национально-освободительным
устремлениям народа ; среди них — оратория
«Святая Людмила», «Гуситская увертюра», музыка к
спектаклям драматического театра, в том числе к
пьесе «Йозеф Каетан Тыл». Оперы Дворжака наряду с
операми Б. Сметаны составляют основу
национального музыкально-театрального
репертуара. Наиболее ценным вкладом в мировую
музыкальную культуру являются симфонии Дворжака
заложившие фундамент национального симфонизма,
концерт для виолончели с оркестром и
камерно-инструментальные сочинения (трио
«Думки»). Многие сочинения Дворжака привлекают
жизнерадостностью, тёплым лиризмом, мягким
юмором, отражают картины чешской природы и быта.
Своеобразный мир чешских сказок и легенд
раскрывается в симфонических поэмах «Водяной»,
«Полуденница» и др. В Праге работают
Дворжаковское общество и музей его имени (с 1932). В
Нелагозевесе в доме, где родился Дворжак, также
открыт музей. Имя Дворжака носит один из пражских
квартетов.