РОССИНИ (Rossini) Джоаккино (1792-1868) - тальянский композитор. Родился в семье музыканта духового оркестра и певицы. В детстве обучался игре на чембало, альте, скрипке, а также пению и музыкальной теории. Пел в церковных хорах и театрах Болоньи, был хоровым дирижёром и концертмейстером. С 1806 (в 14-летнем возрасте) член Болонской филармонической академии. В 1806—10 занимаются в Болонском музыкальном лицее у В. Каведаньи (виолончель),С. Маттеи (контрапункт) и в классе фортепьяно . Самостоятельно изучал партитуры Д. Чимарозы, И. Гайдна, В. А. Моцарта. В 1820, во время революционных событий в Неаполе, возглавляемых карбонариями, вступил в ряды национальной гвардии. С 1824 музыкальный директор театра «Итальен», с 1826 королевский композитор и генеральный инспектор пения в Париже. В 1836— 55 жил в Италии (с 1845 директор Болонского музыкального лицея), с 1855 — в Париже. Основу творчества Россини составляет опера. В этом жанре проявились его мелодическая щедрость, остроумие и сатирическая меткость в обрисовке персонажей. Уже в опере-сериа «Танкред» и опере-буффа «Итальянка в Алжире» (обе — 1813) обозначились реформаторские устремления Россини . Откликаясь на национально-освободительное движение итальянского народа, он ввёл героическое начало, раздвинув образно-эмоциональные рамки жанра, обогатил его выразительные средства (хор, драматический речитатив, патетические арии). Высоким образцом итальянской оперы-буффа является его опера «Севильский цирюльник»(1816) — подлинно реалистическая музыкальная комедия с ярко очерченными музыкальными характерами и элементами сатиры. Россини драматургически и образно обновил жанр оперы-буффа, создав лирико-бытовую музыкальную комедию «Золушка» и оперу-семисериа «Сорока-воровка» (обе— 1817). Новые решения искал Россини и в опере-сериа. Впервые в истории итальянской оперы он обратился к трагедии «Отелло» У. Шекспира. Значительной вехой на пути преобразования итальянской оперы-сериа в народно-героическую явилась опера «Моисей в Египте» (1818). Россини избирает сюжеты, связанные с патриотической народно-освободительной тематикой, вводит массовые ансамблево-хоровые сцены, усиливает драматическую характерность и лирико-психологическое начало, обогащает вокальную мелодику декламационностью, достигает сквозного музыкального развития. Творчески усвоив достижения французского оперного искусства , Россини переработал для парижской сцены свою героико-трагическую оперу «Магомет II» (под названием «Осада Коринфа» поставленную в 1826), создал французскую редакцию оперы «Моисей в Египте» (под названием «Моисей и фараон», 1827), написал оперу «Граф Ори» (1828), продемонстрировав мастерство в новом для себя жанре французской комической оперы. Выдающимся итогом его исканий в народно-героическом жанре стали опера «Вильгельм Телль» (1829), над которой Россини работал в обстановке общественного подъёма кануна Июльской революции 1830. Опера включает многообразные хоры, индивидуально очерченные характеристики действующих лиц , велика в ней роль драматически-выразительного речитатива, скрепляющего отдельные сцены в стройное целое, отличающееся непрерывностью музыкального развития и драматическими контрастами, по-новому трактуется увертюра, близкая к свободной симфонической поэме. Помимо опер Россини создал вокально симфонические произведения , в т. ч. «Гимн независимости» (1815), Stabat mater (1842). «Маленькую торжественную мессу» (1863), а также многочисленные вокальные и фортепьянные миниатюры. Творчество Россини оказало большое влияние на развитие итальянской оперы и европейского оперного искусства 1 9 века.
пастиччо (из отрывков опер Россини)-
Айвенго (Ivanhoe, 1826, театр "Одеон", Париж), Завещание (Le testament, 1827, там же), Чиндерелла (1830, театр "Ковент-Гарден", Лондон), Роберт Брюс (1846, "Королевская академия музыки и танца", Париж), Едем в Париж (Andremo a Parigi, 1848, "Театр Итальен", Париж), Забавное происшествие (Un curioso accidente, 1859, там же);
для солистов, хора и оркестра-
Гимн независимости (Inno dell'Indipendenza, 1815, театр "Контавалли", Болонья), кантаты-Аврора (1815, издано 1955, Москва), Свадьба Фетиды и Пелея (Le nozze di Teti e di Peleo, 1816, театр "Дель Фондо", Неаполь), Искренняя дань уважения (Il vero omaggio, 1822, Верона), Счастливое предзнаменование (L'augurio felice, 1822, там же), Бард (Il bardo,1822), Священный союз (La santa alleanza, 1822), Жалоба муз на смерть лорда Байрона (Il pianto delle Muse in morte di Lord Byron, 1824, зал Альмак, Лондон), Хор Муниципальной гвардии Болоньи (Сого dedicato alla guardia civica di Bologna, инструментован Д. Ливерани, 1848, Болонья), Гимн Наполеону III и его доблестному народу (Hymne а Napoleon et а son vaillant peuple, 1867, Дворец Индустрии, Париж), Национальный гимн (The national hymn, английский национальный гимн, 1867, Бирмингем);
для оркестра-
симфонии (D-dur, 1808; Es-dur, 1809, использована как увертюра к фарсу Вексель на брак), Серенада (1829), Военный марш (Marcia militare, 1853);
для инструментов с оркестром-
Вариации для облигатных инструментов F-dur (Variazioni a piь strumenti obligati, для кларнета, 2 скрипок, виолы, виолончели, 1809), Вариации C-dur (для кларнета, 1810);
для духового оркестра-
фанфара для 4 труб (1827), 3 марша (1837, Фонтенбло), Корона Италии (La corona d'Italia, фанфара для военного оркестра, приношение Виктору Эммануилу II, 1868);
камерно-инструментальные ансамбли-
дуэты для валторн (1805), 12 вальсов для 2 флейт (1827), 6 сонат для 2 скрипки, виолончели и к-баса (1804), 5 струнных квартетов (1806-08), 6 квартетов для флейты, кларнета, валторны и фагота (1808-09), Тема с вариациями для флейты, трубы, валторны и фагота (1812);
для фортепиано-
Вальс (1823), Веронский конгресс (Il congresso di Verona, в 4 руки, 1823), Дворец Нептуна (La reggia di Nettuno, в 4 руки, 1823), Душа чистилища (L'вme du Purgatoire, 1832);
для солистов и хора-
кантата Жалоба Гармонии на смерть Орфея (Il pianto d'Armonia sulla morte di Orfeo, для тенора, 1808), Смерть Дидоны (La morte di Didone, сценический монолог, 1811, исполнено 1818, театр "Сан-Бенедетто", Венеция), кантата (для 3 солистов, 1819, театр "Сан-Карло", Неаполь), Партенопа и Игея (для 3 солистов, 1819, там же), Благодарность (La riconoscenza, для 4 солистов, 1821, там же);
для голоса с оркестром-
кантата Пастушеское приношение (Omaggio pastorale, для 3 голосов, к торжественному открытию бюста Антонио Кановы, 1823, Тревизо), Песнь Титанов (Le chant des Titans, для 4 басов в унисон, 1859, исполнено в 1861, Париж);
для голоса с фортепиано-
кантаты Элье и Ирена (для 2 голосов, 1814) и Жанна д'Арк (1832), Музыкальные вечера (Soirnes musicales, 8 ариетт и 4 дуэта, 1835);
3 вокальных квартета (1826-27);
Упражнения для сопрано (Gorgheggi е solfeggi per soprano. Vocalizzi e solfeggi per rendere la voce agile ed appren-dere a cantare secondo il gusto moderno, 1827);
14 альбомов вокальных и инструментальных пьес и ансамблей, объединённых под назв. Грехи старости (Pichis de vieillesse: Альбом итальянских песен - Album per canto italiano. Французский альбом - Album franзais, Сдержанные пьесы - Morceaux riservйs, Четыре закуски и четыре десерта-Quatre hors d'?uvres et quatre mendiants, для фортепиано, Альбом для фортепиано, скрипки, виолончели, гармониума и валторны; многое другое, 1855-68, Париж, не изд.);
духовная музыка-
Graduale (для 3 мужских голосов, 1808), месса (для мужских голосов, 1808, исполнено в Равенне), Laudamus (около 1808), Qui tollis (около 1808), Торжественная месса (Messa solenne, совместно с П. Раймонди, 1819, исполнено 1820, церковь Сан-Фернандо, Неаполь), Cantemus Domino (для 8 голосов с фортепиано или органом, 1832, исполнено 1873), Ave Maria (для 4 голосов, 1832, исполнено 1873), Quoniam (для баса и оркестра, 1832), Stabat mater (для 4 голосов, хора и оркестра, 1831-32, 2-я редакция 1841-42, исполнено 1842, зал Вантадур, Париж), 3 хора - Вера, Надежда, Милосердие (La foi, L'espйrance, La charitй, для женского хора и фортепиано, 1844), Tantum ergo (для 2 теноров и баса), 1847, церковь Сан-Франческо деи Минори Конвентуали, Болонья), О Salutaris Hostia (для 4 голосов, 1857), Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle, для 4 голосов, хора, гармониума и фортепиано, 1863, исполнено 1864, в доме графа Пийе-Виль, Париж), то же (для солистов, хора и оркестра, 1864, исполнено 1869, "Театр Итальен", Париж), Мелодия Реквиема (Chant de Requiem, для контральто и фортепиано, 1864);
музыка к спектаклям драматического театра-
Эдип в Колоне (к трагедии Софокла, 14 номеров для солистов, хора и оркестр, 1815-16?).
Сивильский цирульник. Увертюра.
Сивильский цирюльник. Ария Розины.